Miyamoto Musashi 1: Zen And Sword
Миямото Мусаси 1: Путь меча1961
Tomu Uchida 内田 吐夢
110 min, Color
IMDB
[+]
В начале 60-х японский кинематограф пережил серьезную возрастную чистку. Десятки режиссеров, появившихся в бизнесе еще во времена немого кино, были либо сцежены на телевидение, либо отправлены на заслуженный отдых. «За станком» остались единицы, и Тому Утида был одним из них. Безусловный авторитет, хорошие связи в руководстве студии Toei и приличный успех последних работ делали 62-летнего мастера неприкосновенным.
Мастер прекрасно понимал, как обстоит дело, но это не лучшим образом отражалось на его творчестве. Подобно многим современникам его возраста, Утида был одержим идеей великой финальной картины. Завершающего эпического полотна, способного воплотить все авторские идеи, принесенные режиссером в жанр «дзидайгэки» за последние сорок лет.
Героем для нерукотворного памятника Утида выбрал Мусаси Миямото.
Сверстники мастера были одержимы этим персонажем уже несколько десятилетий, собирали и разбирали портрет легендарного воителя, словно бумажного журавлика. Создатель трилогии «Самурай» Хироси Инагаки был даже уверен, что поставил на этой теме жирную точку, но Утида собирался доказать, что тот ошибается.
Последнюю четверть века почти все фильмы про Мусаси снимались на основе романа Эйдзи Исикавы. Томов в романе было шесть, и Утида планировал впервые экранизировать каждый том, отказавшись от купюр и сокращений. Забегая вперед, стоит сказать, что идея стареющего гигантомана так и не воплотилась. Работа над проектом растянулась на долгие десять лет, что заставило продюсеров сократить рабочий план до пяти фильмов. Вспоминая эту историю сорок лет спустя, нам с вами остается только пожалеть, что подобное сокращение не коснулось и фильмов про Гарри Поттера.
Начало пенталогии производит очень хорошее впечатление.
Первый том романа Исикавы в литературном отношении почти безупречен и с легкостью перекладывается на язык любой киношколы. Благодаря подобной универсальности традиционалистский нарратив, свойственный всем поздним фильмам Утиды, не портит впечатление от картины и уравновешивается всплесками его фирменного насилия. Его Мусаси в исполнении Кинноскэ Накамуры далеко не ангел и уж точно не святой. Он груб и неотесан, по малейшему поводу впадает в бешенство, добивает поверженных противников ударами в спину, романтических отношений чурается или попросту не замечает. Дикое и неприрученное животное.
Извечное стремление Накамуры к самоуничижению и разрушению имиджа бисёнэн позволило актеру создать один из лучших образов в своей карьере. Мерзкий и очень натуралистичный, насколько это можно было позволить себе в реалиях дорогой студийной постановки. Но при этом честный и по-своему благородный.
Другая несомненная удача первой картины — это Рэнтаро Микуни в роли Такуана. К 1961 году Микуни уже сыграл и Мусаси, и Матахати в различных экранизациях Исикавы, что делало актера ветераном этой героической мифологии.
Из этих трех ролей ряса Такуана подошла актеру лучше всего. Будучи для самурайских фильмов студии Toei человеком новым и еще не примелькавшимся, Микуни смог не только выделиться из труппы, но и составить c Накамурой блестящий дуэт на ярком контрасте характеров.
[http://www.shinema.ru/films/rus/all/30214/]
No comments:
Post a Comment